Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено» Reviewed by Momizat on .   Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено» Задача: познакомить с женским народным ремеслом прядения и орудиями труда (прялкой, веретеном); учит   Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено» Задача: познакомить с женским народным ремеслом прядения и орудиями труда (прялкой, веретеном); учит Rating: 0

Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено»

 

Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено»

Задача: познакомить с женским народным ремеслом прядения и орудиями труда (прялкой, веретеном); учить работать в парах; расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

Материал: прялка, веретено, пряжа, нитки.

Словарная работа: прялка, веретено, пряжа, клубок, рукодельница.

Предварительная работа: чтение сказок «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремёсла».

Ход ситуации.

Хозяйка (воспитатель) сидит у прялки с веретеном и напевает.

Веретено, веретено!

Жжужит т кружит оно.

Нитку сучит,

Об пол стучит.

Хозяйка. Здравствуйте , ребятушки, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Посидим рядком, да поговорим рядком.

— Посмотрите вокруг, обратите внимание на выставку женского рукоделия.

— Ребята, как вы думаете, чем любит заниматься бабушка Арина? (Шить, вязать, прясть).

Бабушка Арина (взрослый). Этому ремеслу – прясть – меня научила моя бабушка. Давным – давно прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они , когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Крестьянские девочки были помощницами своим мамам по хозяйству, поэтому они должны были многое уметь, их учили прясть с 5 – 6 лет. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал или покупал дочери отец.. как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала девочке выть, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.

Показ прялки и рассказ о назначении её деталей.

_ У прялки есть донце – на него садилась мастерица «чтобы работа не убежала», «зеркало» — к нему привязывали кудель (пучок льна или пеньки, сверток избитой шерсти, готовый для пряжи.

— Попробуйте присесть за прялку и воспроизвести движения пряхи.

— Получив от матери задание, девочки – подростки и молодые незамужние девушки с прялками, куделью и веретенами собирались в какой – нибудь избе на беседы посиделки, при свете лучин за работой коротая зимние вечера. А чтобы было веселее работать, напевали.

Уж ты, прялица, кокорица моя,

Пойду вынесу на улицу тебя,

Буду прясть да попрядовать.

На подруженек поглядовать!

 

Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

 

Напряду я много пряженьки

Мне с бабусей на варежки.

Я бабусю свою слушаю:

Пирожки, оладьи кушаю.

— Поработав, девочки затевали игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Золотые воротца»

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй — запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Правила:

Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются).

Остановившегося, перед «воротами», считают пойманным.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком.

Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива.

— А теперь ответьте мне на вопросы.

— У кого есть варежки, шапочки, шарфики, носочки, которые связала вам мама или бабушка?

— Того, кто занимается рукоделием, называют…? (рукодельница) — Напрядёт пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в клубок.

— Помогите смотать пряжу в моток (дети сматывают нитки в клубок).

— Затем из клубочков начинают вязать красивые и тёплые вещи на зиму. У вас есть куколки, которые сделали наши мамы. Давайте для куколок  сделаем подарок – сплетём пояски.

Дети пробуют из двух нитей сплести поясок (один держит нить, другой плетёт).

— Очень красивые пояски получились для куколок. Они будут так рады получить эти подарки от настоящих рукодедьниц.

— А я вам тоже приготовила подарок – прялку  в уголок девочкам и книжку «Золотое веретено» для всех.

А.А.Горохова

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

Наверх