Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры»
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Если представить себе новорождённого ребёнка, входящего в современный мир, то можно увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.
Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора.
Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа?
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается. Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.
Знание культуры собственного народа. Умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека. Если знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого. Расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
Для знакомства детей с культурным наследием предков предлагаем взрослым выбрать принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от лёгкого к сложному. Хорошо знакомая сказка, неоднократно прочитанная выступает для малыша «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Приобщение ребёнка с самого раннего возраста к истории и культуре своего народа служит цели возрождения генетической памяти молодого поколения.
Взрослым необходимо сегодня давать детям некоторые сведения о народной культуре. Промыслах, календарных и православных праздниках – это поможет ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту.
При прочтении русской народной сказки для закрепления полученной информации с ребёнком можно выполнить рисунок, аппликацию, создать игрушки (героев сказки из подручных материалов) и другие виды практической работы. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры доступно и интересно ребёнку, даже совсем малышу.
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций. Эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.
Взрослым необходимо проводить с детьми познавательные беседы об исторических событиях, обычаях русского народа – это одно из основных средств развития мышления ребёнка. Осмысленное восприятие событий. У детей активно совершенствуются нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.
Хорошо, когда в семье есть традиция устраивать по выходным или праздникам посиделки. На них можно разучивать народные песни, игры, проводить различные театральные показы с переодеванием в народные костюмы, как показывает практика, ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает восприятие.
Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Академик Ю.Г. Круглов говорил, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традицией, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция, обычай, средством выражения, которых являются обряд, обрядовые действия. Праздник – радость, а вместе с тем деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубокой и содержательной игрой для ребёнка. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая». Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учился семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания.
Воспитание — вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.
Народное воспитание имеет одно неоценимое преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво формирует у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.