Reviewed by Momizat on . Консультация 7. Тема "Этапы речевого развития". Ферд Н. А., учитель-логопед (13.11.2020г.) Начинать заниматься развитием речи ребенка надо, когда ему несколько Консультация 7. Тема "Этапы речевого развития". Ферд Н. А., учитель-логопед (13.11.2020г.) Начинать заниматься развитием речи ребенка надо, когда ему несколько Rating: 0

Консультация 7.

Тема «Этапы речевого развития».

Ферд Н. А., учитель-логопед (13.11.2020г.)

Начинать заниматься

развитием речи ребенка надо,

когда ему несколько месяцев от роду,

а не в 3 года и он совсем не говорит.

Уважаемые родители, в этой статье Вы узнаете о столь важном психическом

процессе развития, как речь детей от 0 до 7 лет. Будете иметь чёткое представление о пути последовательного речевого развития детей.

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное.

Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и

совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что

становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти,

мышления и воображения.

Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:

Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого

месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним

глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление,

«воркование» (грудные булькающие звуки).

К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного

звука в другой — «о-о-а-а-у-у».

В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые

наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение

гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного

навыка.

С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги

(совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации

слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими

людьми.

К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение

лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются

смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа

взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка

произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как —

будто эхо).

В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных

слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно

вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного

словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое

наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько

совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов,

произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание.

Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в

виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во

втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко —

сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и

т.д.).

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит

становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на

артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить

услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде.

Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и

предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации.

Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает —

ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ

МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном

словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6

месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный

запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает

навыками употребления существительных единственного и множественного

числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые

падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется

грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный

запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются

активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может

соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у

ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в

речи детей.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е.формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает

пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные

предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи

сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания

напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать)

сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и

совершенствуется связная устная речь.

У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует

гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и

свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного

звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.

Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

Наверх