Консультация 7.
Тема «Этапы речевого развития».
Ферд Н. А., учитель-логопед (13.11.2020г.)
Начинать заниматься
развитием речи ребенка надо,
когда ему несколько месяцев от роду,
а не в 3 года и он совсем не говорит.
Уважаемые родители, в этой статье Вы узнаете о столь важном психическом
процессе развития, как речь детей от 0 до 7 лет. Будете иметь чёткое представление о пути последовательного речевого развития детей.
В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное.
Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и
совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что
становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти,
мышления и воображения.
Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:
Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).
Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого
месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним
глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).
В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление,
«воркование» (грудные булькающие звуки).
К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного
звука в другой — «о-о-а-а-у-у».
В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые
наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение
гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного
навыка.
С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги
(совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации
слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими
людьми.
К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение
лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются
смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа
взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка
произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как —
будто эхо).
В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных
слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно
вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного
словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».
К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое
наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько
совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов,
произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание.
Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в
виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во
втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко —
сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и
т.д.).
Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит
становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на
артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить
услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде.
Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и
предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации.
Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает —
ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ
МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.
С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном
словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6
месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный
запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает
навыками употребления существительных единственного и множественного
числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые
падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется
грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный
запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются
активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может
соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у
ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в
речи детей.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е.формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает
пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные
предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи
сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания
напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать)
сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и
совершенствуется связная устная речь.
У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует
гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и
свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного
звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.
Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.
Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.