«Умница водица» (совместный экологический проект педагогов, родителей и ребенка)
«Умница водица»
(совместный экологический проект педагогов, родителей и ребенка)
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас
радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
Сент-Экзюпери А.
- Актуальность
Введение Федеральных государственных требований предполагает реализацию в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально — практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В рамках муниципального этапа краевого конкурса «Семейные экологические проекты»был разработан и реализован детско – родительский проект «Умница водица!», который занял 2 место в номинации «Вода в доме» (Приложение 1).
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и её становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Именно этот факт стал решающим для организации опытно-исследовательской деятельности с участием семьи Мотрич.
Со слов мамы – И.М. Мотрич, в один из дней в их доме отключили воду, и дочь Алина спросила: «Откуда в наш дома поступает вода? Сколько воды мы тратим?»
Мы, педагоги ДОУ, решили помочь семье провести собственное расследование и ответить на эти вопросы.
Цель проекта: развитие представлений о значении воды, способах её очистки.
Основные задачи проекта:
- познакомить ребенка с процессом подачи воды в дом (система водоснабжения в частном доме);
- расширить экологические представления о значимости воды и способах её очистки;
- приобщить к рациональному использованию ресурсов воды;
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- развивать навыки моделирования и экспериментирования;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира экологически правильного поведения в природе;
Формы, методы и приемы
В ходе работы над проектом использовала следующие методы и приёмы: наблюдения, экскурсии, беседы, опытно – экспериментальная и изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Особенность проекта состоит в том, что родитель и ребенок – не пассивные наблюдатели, а активные участники исследовательских мероприятий, организованных в собственном доме и за его пределами.
- Материалы и оборудование: материалы и оборудование для экспериментов: формочки для замораживания воды, активированный уголь, бинт, ёмкость для отстаивания воды, очистительный фильтр, бытовая техника, посуда, овощи и т.д.
- Вид проекта – краткосрочный (не более 10 дней)
Ожидаемые результаты:
- знакомство ребенка с процессом подачи воды в дом, и схемой его водоснабжения;
- сформированность представлений о значимости воды и способах её очистки;
- приобщение к рациональному использованию воды в домашних условиях;
- накопление личного опыта ребенка при взаимодействии объектом природы;
- развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к воде.
Основные этапы реализации проекта.
Реализуемый проект предусматривает несколько этапов.
- l. Подготовительный этап.
- анализ представлений ребенка о способах подачи воды (Приложение 2)
- подборка материалов по теме, проведение беседы: « Кому нужна вода?», «Откуда берется вода в нашем доме?», использование художественного слова (стихи, поговорки, пословицы) и т.д. (Приложение 3).
- знакомство с интересными фактами о воде (Приложение 4).
- ll. Исследовательский этап.
Цель: формирование исследовательского интереса, повышение познавательной активности ребенка
На этом этапе нам предстояло выяснить, откуда в дом поступает вода. Был составлен план работы, который включил в себя:
- изучение системы поступления воды в дома нашей станицы;
- экскурсия на водокачку.
В результате узнали, что водонапорная башня, расположенная в микрорайоне давно не функционирует, а вода в дом приходит из водонапорной станции, расположенной на улице Чернявского, 76. Совместно с ребенком составили примерную схему подачи воды в дом.
Ребенок усвоил, что водонапорная станция — это здание, в котором располагается оборудование — двигатели, насосы и т.п. — для подачи воды.
Водонапорная станция находится под охраной, огорожена колючей проволокой – таковы условия безопасности
Из водонапорной башни вода поступает в наш дом в систему водоснабжения. В отдельной комнате (котельной) находятся приборы: колонка для нагрева воды, которая поступает на кухню и ванну и котел для отопления всего дома
Таким образом, расширили представления ребенка о том, откуда в дом приходит вода и как распределяется по системе водоснабжения.
Убедились в том, что невозможно представить жизнь современного человека без воды в доме. В ванной комнате и на кухне есть раковины и краны с горячей и холодной водой, открывая их, мы пользуемся водой (умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот). Сам собой возник вопрос: когда ещё нужна вода? Получен ответ: когда готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем бельё и т.д. Вывод: вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок, а также является необходимой для жизнедеятельности человека, животных, растений.
На кухне мы используем воду для приготовления пищи и мытья посуды
Так же мы используем воду для наведения порядка в доме
Экспериментальная часть.
После наблюдений и творчества мы решили выяснить, сколько воды расходуется на различные нужды. В доступной форме пояснили ребенку, что расход воды зависит от количества человек в семье и от объёма её потребления. Для наглядности результатов использовали показания счетчика учета воды. Полученные результаты внесли в таблицу. (Приложение 5)
Эксперимент длился три дня.
Посмотрев на эти цифры, нам стало интересно, а можно ли воду экономить?
Изучив различные источники, выделили основные принципы разумного отношения к воде:
— вода не должна идти сплошной струей, когда принимаете душ, чистите зубы;
— можно мыть посуду, набрав воду в закрытую раковину, а ополаскивать под проточной водой;
— не использовать воду для разморозки продуктов;
— устранять любые подтекания воды, устранять неполадки сантехники;
— при стирке загружать машину полностью, а не для одной вещи.
— когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.
Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Что случилось с водой?», Н.А Рыжова «Жила была речка», «Волшебница вода».
Объяснение смыслы поговорки «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!», а также собственные сочинения про пылесос и стиральную машинку позволили сделать вывод о том, что вода – источник жизни на планете и её нужно беречь и экономить.
Играли в интересные игры с водой. (Приложение 6)
Следующим этапом нашего эксперимента стало применение полученных данных на практике. Пообщавшись со всеми членами семьи Мотрич, решили вновь провести наблюдение, а результаты тоже занести в таблицу. Наблюдение длилось 3 дня.
За время эксперимента, при использовании правил рационального обращения с водой, нам удалось сэкономить 249 литров воды. Так же удалось выяснить, что самое большое количество воды тратится на мытье посуды и стирку вещей. Сделали вывод о том, что к расходованию воды в домашних условиях нужно относится разумно.
На следующем этапе исследовали качество воды, которую пьет семья.
На это исследование нас нацелил проводимый летом ремонт, который начался с замены трубопровода. Обрезка труб позволила нам пронаблюдать ужасную картину – трубу полностью забитую накипью. Ещё тогда ребенок поинтересовался, почему так происходит?
Сохранились обрезанные трубы и мы рассмотрели и сфотографировали их.
С целью улучшения качества воды в семье были заменены железные трубы на пластиковые, и поставлен очистительный фильтр. Было принято решение проверить его состояние.
Увиденное нас просто поразило!!!!!! Он был весь в ржавчине и песке.
Тут же поменяли старый фильтр на новый
Впечатленные увиденным, мы задались вопросом, как в домашних условиях очистить воду? Изучив литературу по данной теме решили применить несколько способов.
1.Отстаивание воды.
Водопроводную воду как правило хлорируют, хлор имеет свойство задерживаться и накапливаться в организме, чем наносит вред здоровью. Поэтому нужно отстаивать воду (6 – 7 часов)
- Замораживание воды на 7 – 8 часов в морозильнике – это отличный способ избавить воду от солей и тяжелых металов
Образовавшаяся вверху емкости ледяная корка — это примеси тяжелых металлов. Удаляем её, а остаток не замерзшей воды переливаем в другую емкость и снова в морозильную камеру. Именно эта вода считается очищенной и применяется для питья, умывания и т.д
3.Очищение углем.
Уголь широко применяют в очистительных фильтрах для воды. Он улучшает её вкус и запах, поглощает большинство бактерий.
Упаковали таблетки в марлю и поместили на дно емкости с водой. К утру, вода была очищена (стоит учесть, что вода не должна стоять в теплом месте, чтоб не размножались бактерии).
Итог: в результате экспериментов мы получили чистую воду. Это эффективные, но не всегда используемые способы для очистки воды.
III. Заключительный этап
Результаты:
- познакомили ребенка с процессом подачи воды в дом, и схемой его водоснабжения;
- расширили представления о значимости воды и способах её очистки (Приложение 2);
- способствовали приобщению к рациональному использованию воды в домашних условиях
- развили интерес к исследовательской деятельности, умения проводить исследование и получать результаты
Для закрепления полученного материала изготовили семейные памятки о рациональном использовании воды. (Приложение 7).
Данная работа позволила расширить творческий потенциал ребенка.
Алина рисовала рисунки, сочиняла стихи и загадки. К творческому процессу присоединились все члены семьи (папа, старшая дочь). Семья стала более сплоченной, организованной и ответственной