Социокультурный проект » Мотивационная готовность к школе» Reviewed by Momizat on . Воспитатель : Н.А.Белым Школа — это светлый дом, Мы учиться будем в нём. Там научимся писать, Складывать и умножать. В школе многое узнаем: О своём любимом крае Воспитатель : Н.А.Белым Школа — это светлый дом, Мы учиться будем в нём. Там научимся писать, Складывать и умножать. В школе многое узнаем: О своём любимом крае Rating: 0

Социокультурный проект » Мотивационная готовность к школе»

Воспитатель : Н.А.Белым

Школа — это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае…

Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мотивационной сферы через проектную деятельность направленную на формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению.

I. Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт ( далее — ФГОС ДО) чётко определяет портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГОС ДО готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в нашем дошкольном учреждении, так как большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовности к обучению. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. Психолог А.Н. Леонтьев писал: «Сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для человека». Русские педагоги — просветители XVIII, XIX вв. Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев теснейшим образом связывали успех обучения и умственного развития с уровнем сформированности мотивов учения. Эта взаимосвязь, подтверждённая исследованиями современных учёных, известна педагогам — практикам.

Мотивационная готовность – одна из главных сторон психологической готовности ребёнка к школе. Одним из главных условий творческого да и любого усвоения знаний является определённая система мотивов. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. Мотивационное развитие познавательной деятельности во многом определяет готовность ребёнка к включению в учебный процесс. Возникающий у дошкольников интерес к обучению, школе заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации предполагает тесный контакт педагогов и родителей. Поэтому возникла необходимость в углубленном изучении и проработке проблемы формирования мотивационной готовности детей к школе, что создало условия для возникновения социокультурного проекта.

Данный проект предполагает:

— развитие такой формы общения ребёнка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания);

— обогащение эмоционально – образной сферы ребёнка (интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе);

— формирование положительной направленности ребёнка на школу, как на собственно учебное заведение, принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс;

— направленность на усвоение новых знаний, которые послужат основой для формирования собственно учебных мотивов;

— объединение и активное взаимодействие в процессе работы детей и взрослых.

Проблема: Понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различаются. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.

II. Тип проекта

— по доминирующей деятельности — социокультурный, познавательный;

— по времени проведения — долгосрочный ( 5месяцев);

— по характеру контактов — в рамках ДОО, работа в социуме;

— участники проекта — дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родителей.

III. Цель и задачи проекта

Цель: формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Организация сотрудничества с родителями. Оказание поддержки и содействия семьям в развитии мотивационной сферы ребёнка.

Задачи :

Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме личностной готовности к школе.

-Определить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности личностной готовности к школе.

— Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе.

— Формировать познавательную активность и учебную мотивацию.

— Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей.

— Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребёнка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность.

— Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.

-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

I V. Формы и методы работы

С детьми — познавательно — игровые, музыкальные мероприятия, беседы, ознакомление с художественной литературой, поэзией.

С родителями — беседы по проблеме, совместные педагогические мероприятия.

Система взаимодействия педагогов МБДОУ с родителями воспитанников по вопросам формирования у детей мотивационной готовности к школе.

Объективно возникающий у детей старшего дошкольного возраста интерес к учению заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом процессе, о школе взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации учения предполагает тесный контакт педагогов и родителей. Большинство детей тонко чувствуют, как относятся к учению, к занятиям воспитатели. Таким образом, на развитие мотивации учения значительное влияние оказывает формирование представлений о нем. Абсолютное большинство детей легко усваивает представление о том, что учение – одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека. Необходимо, чтобы взрослые ( педагоги и родители) расширяли в сознании ребят понятие «учение», определяя великое множество его источников, выявляя его жизненную необходимость, а также помогли детям в понимании ценности не только практических результатов учения, но и самого процесса.

Учитывая всё вышесказанное, мы сделали попытку объединить усилия педагогов, родителей и воспитанников и учителей в работе по формированию мотивационной готовности к школе у выпускников детского сада.

                  1. Принципы

При формировании мотивационной готовности к школьному обучению положены следующие принципы:

— принцип историзма — реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое ( давно) и настоящее (наши дни);

— принцип гуманизма — предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного портнёра, ориентироваться на высшие человеческие ценности — искренность, поддержка, взаимопомощь и т. д.;

— принцип интегративности — реализуется в сотрудничестве с семьями воспитанников в вопросах готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагогов с родителями выпускной группы приведёт к положительной динамике показателей психологической и мотивационной готовности детей к школе, их безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ:

Как ребёнку избежать школьный стресс?

Беседы о школьном периоде в жизни родителей.

Создать мини- музей школьных принадлежностей.

Познакомить с произведениями художественной литературы в которых говорится о школе.

Провести цикл мероприятий для старших дошкольников на тему: « Первый раз в первый класс».

Анкетирование родителей на тему: «Готовы ли Вы отдать своего ребёнка в школу?»

Провести опрос детей и родителей с целью выявления уровня сформированности мотивоционной готовности.

Провести совместные тематические праздники и досуги.

Организовать выставку рисунков на тему: « В школу с радостью! ».

Разработать и провести экскурсии в школу.

Знакомить детей подготовительной группы и родителей с учителями начальных классов ( встречи в рамках тематических мероприятий, родительских собраний и т.д.).

Подготовить буклеты, памятки, листовки для педагогов и родителей (« Что такое школьник?». « Все на борьбу со школьным стрессом» и др.).

Материально – техническое обеспечение:

Музыкальный центр.

Ноутбук или ПК, аксессуары к нему.

Мультимедийная установка.

Фото- слайды, презентации, репродукции.

Художественная литература по теме.

Материалы для изодеятельности: цветные карандаши, краски, гуашь, бумага,

картон, клей, ножницы.

Ткань для атрибутов и костюмов.

Предварительная работа.

Определение творческой группой направления работы (выбор тематики, цели и форм проведения работы, определение целевой аудитории).

Подбор материалов (ресурс библиотек, интернет ресурсов, художественной литературы о школе, иллюстраций и фотографий школьных лет).

Беседы с детьми с целью определения объёма (уровня) знаний по теме

(Например: Что такое школа? Для чего нужны школы? Зачем дети их посещают? Нужна ли школа сегодня? Хочешь ли ты учиться в школе и почему? Кто в вашей семье обучается в школе?)

Анкетирование родителей.

Составление плана досуговой работы.

Разработка цикла занятий на тему: «Один лишь только раз мы поступаем в первый класс».

Найти и отобрать музыкальный и литературный материал.

Создать фонотеку школьных песен.

Найти и отобрать фотоматериалы, видеоролики.

Подготовить слайды и презентации.

Оформить альбом.

Подготовить консультативный материал для родителей.

Привлечь родителей для участия в сборе атрибутов для мини — музея (школьная форма,учебники, портфели, канцтовары, фотоматериалы).

Основная работа.

Проведение непосредственно ознакомительной работы по теме проекта. Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми ( цикл мероприятий).

Просмотр и обсуждение художественных произведений (фото слайды и репродукции) о школе.

Арт — площадка: рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Организация тематической выставки творческих индивидуальных и коллективных работ детей и родителей.

V I. Ожидаемый результат

Дети:

— углубление знаний детей о школе;

— повышение уровня личностной готовности детей к обучению в школе;

— формирование волевого и мотивационного компонента будущего школьника;

— формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе) ;

— овладение установленными нормами и правилами поведения в школе.

Родители:

— повышение компетентности в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школьному обучению;

— включение в процесс воспитания и образования детей в МБДОУ;

— активное участие в проекте, мероприятиях приуроченных к нравственно- патриотической, экспериментальной работе в МБДОУ.

Методологической основой проекта являлись:

— исследования психологической готовности к школе (Гуткина Н. И., Венгер Л. А., Божович Л. И.)

— исследование мотивов (Лисина М. И., Запорожец А. В., Кравцова Е. Е.)

Механизм реализации проекта:

Работа над проектом проводится в несколько этапов по образовательным областям в соответствии с ФГОС:

— социально коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Авторы проекта:

освоение технологии проектирования по социально — коммуникативному воспитанию дошкольников;

— составление тематики школьного материала;

— разработка педагогических материалов;

— систематизация материала по работе с семьёй..

VII. Содержание проекта

Реализация данного проекта предполагает несколько этапов :

1 этап – подготовительный: психолого – педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе.

2 этапосновнойреализация: обучение практическим умениям. Реализовать мероприятия по формированию мотивов как компонента личностной готовности к обучению детей в школе

3 этап обобщающий: вовлечение в воспитательно-образовательный процесс : участие родителей в создании предметно- развивающей среды группы, мни — музея; анализ проведённых мероприятий, соотнесение результата с поставленными задачами; отметить успехи и неудачи в исследовательской работе; отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях; обобщить наработанный в ходе проектной деятельности материал.

Комплекс мероприятий по реализации проекта ( декабрь — май 2014 г.)

Задачи

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Ответственные

Дата

Определение интересов и склонностей детей, выявления возможных школьных проблем ребёнка

Анкетирование родителей: «Интересы и склонности наших детей», « Готовы ли мы отдать ребёнка в школу?»

Педагоги,

старший воспитатель

Декабрь

Знакомство родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

Семинары – практикумы с элементами коммуникативного тренинга на тему:

« Готовы ли к школе родители?»

Старший воспитатель

Январь — февраль

Формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни, развитие, развитие взаимопонимания взрослых и детей, преемственности поколений, развитие творческих способностей и воображения взрослых и детей.

«Домашние задания» для детей в совместной с родителями практической деятельности: «Любимый урок папы и мамы». Родительские сочинения на тему «Воспоминания о первой учительнице».

Сочинения детей и родителей « Почему я хочу идти в школу?»

Выставка рисунков « Я — будущий ученик»

Музыкально-литературному досуг « В школу с радостью»

Педагоги, воспитатели, родители.

Педагоги, ст. воспитатель, родители

Март

Апрель

Май

Май

Май

Обогащение предметно- развивающей среды ДОУ, формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни, развитие взаимопонимания взрослых и детей, преемственности поколений.

Совместное с родителями и педагогами МБДОУ создание в группе мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов

Совместное с родителями и педагогами МБДОУ создание в группе фотовыставки «Школьные годы пап и мам».

Педагоги, ст. воспитатель, родители

Воспитатели,

родители

Февраль — май

Январь

Перспективное планирование по проекту

«Мотивационная готовность к школе»

Подготовительный этап (декабрь-январь)

Формы реализации/содержание деятельности с детьми/работа с родителями

Анализ исходного состояния.

Поиск ресурсов.

Методическое оснащение проекта.

Мотивация. Беседа: “Что такое школа». «Рассматривание иллюстраций и фотографий о школе. Выявление субъектного опыта:

  • Что мы знаем о школе?

  • Что мы хотим узнать ?

  • Где найдём информацию?

  • Что мы можем изготовить в конце, когда так много узнаем, чтобы не забыть?

Основной этап ( январь — апрель)

Виды деятельности

Речевая

Составление рассказа из серии сюжетных и творческих картин: «Кто такие ученики?»

Встречи с успешными учениками- выпускниками ДОУ.

Игра «Скажи со словом – школьный».

Настольно – печатная игра «Вещи школьного времени» — активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов «портфель», «принадлежности», «доска», «форма», «учебник», «тетрадка», «ручка», «пинал», «линейка».

Составление рассказа «Воспоминание о школе». Составление рассказов «Чем я буду заниматься в школе?»

Чтение художественной литературы

Разработать вместе с родителями план совместных экскурсий в школу.

Игровая

Игра «Школа для животных».Цель: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.

Игра «Урок рисования». Цель: выявить отношение ребенка к школе.

Игра «Иголка и нитка», « Школьные принадлежности». Цель: вызвать здоровое эмоциональное возбуждение.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша». Цель: формировать у детей понимание того, что на уроке нужно говорить четко, внятно, громко.

Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок».

Заучивание отрывка стихотворения «В школу» А. Барто.

Сказкотерапия «Лесная школа», сказка «Создание лесной школы»;

  • сказка «Букет для учителя»;

  • сказка «Смешные страхи»;

  • сказка «Игры в школе»;

  • сказка «Школьные правила».

Подбор стихов к музыкально-литературному досугу «В школу с радостью» (вместе с детьми)

Продуктивная

Конструирование из бумаги «Портфель» (оригами).Рисование «Портрет школьника».

Оформление вместе с детьми уголка чтения книгами, иллюстрациями и настольно-печатными играми по теме «Школа».

Предложить детям дорисовать иллюстрацию «На уроке в школе» (чтобы отразить настроение школьников).

Предложить детям раскрасить «Школьные принадлежности» (художественными средствами по выбору детей).

Изготовление атрибутов для школьного музея, составление мини-музея.

Музыкальная

Прослушивание музыкальных произведений по теме: песня «Наташка — первоклашка», слова К. Ибряева, музыка Ю.Чичкова, « Чему учат в школе», слова М.Пляцковского. Музыка В. Шаинского.

Разучивание гимна алфавиту.

Итоговый этап проекта

Презентация продукта проекта

Представление тематической выставки в центре книги – «Детям о школе», мини — музея « Школьные атрибуты и принадлежности».

Литературный досуг «В школу с радостью».

Оформление альбома « Школьные годы чудесные ».

Показатели эффективности деятельности по проекту:

— участники проекта имеют основные представления о школе и школьных принадлежностях;

— эмоционально – положительное отношение детей к школе;

— участники умеют устанавливать отношения со сверстниками и со взрослыми, подчиняться установленным нормам и правилам;

— обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми на школьную тематику;

— умение родителей применять полученные знания при подготовке ребёнка к школе;

— повышение уровня знаний о мотивационной готовности детей к школе;

— наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников.

Список использованной литературы:

1.Венгер Л. А., Эльконин Д. Б. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» М. 1988г.

2.Гуткина Н. И «Психологическая готовность к школе» М. 1993г.

3.Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению» 1997г.

4.Лисина М. И., Кангелла Г. И. «Общение со взрослыми и психологическая готовность к школе» М. 1985

5.Кравцова Е. Е. «психологические проблемы готовности детей к школьному обучению» М. 1991

6.Венгер А. А. «Как дошкольник становиться школьником», Д/В 1995.

7. Н.Степаненко « Шаги к успешной учёбе». Д/В №10, 2013.

8.Л.Л.Тимофеева « Развитие мотивационной сферы ребёнка». Справояник старшего воспитателя №11, 2010.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25»Пчёлка» ст. Брюховецкой МО Брюховецкий район

ПРОЕКТ

« Мотивационная готовнасть к школе»

( Социальный проект педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей)

Авторы проекта : В.Б.Тюкалова, старший воспитатель

О.А. Мартыненко, воспитатель

Н.А. Белым, воспитатель

Содержание проекта

  1. Актуальность…………………………………………………………1
  2. Тип проекта……………………………………………………………2
  3. Цель и задачи проекта……………………………………………….2
  4. Формы и методы работы……………………………………………..3
  5. Принципы……………………………………………………………4
  6. Ожидаемый результат………………………………………………..6
  7. Содержание проекта ………………………………………………..8
  8. Список литературы…………………………………………………..13

Приложение 1

Приложение 2

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

Наверх