Проект «Моя малая Родина — станица Брюховецкая» Ю.В. Баранова, Т.Ю. Баранникова Reviewed by Momizat on . Совместный проект педагогов, детей и родителей «Моя малая Родина – станица Брюховецкая»    Родина для человека – самое                                           Совместный проект педагогов, детей и родителей «Моя малая Родина – станица Брюховецкая»    Родина для человека – самое                                           Rating: 0

Проект «Моя малая Родина — станица Брюховецкая» Ю.В. Баранова, Т.Ю. Баранникова

Совместный проект педагогов, детей и родителей

«Моя малая Родина – станица Брюховецкая»

  

Родина для человека – самое

                                                                            дорогое и священное,

                                                                                    без чего человек перестаёт быть личностью

В.А. Сухомлинский

 

  1. Актуальность темы

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова) а также  Приказ Министерства образования и науки России № 655 «ФГТ к структуре ООП ДОУ» предполагает знания дошкольников о своём регионе, где он родился и проживает.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою Родину, — важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою землю, надо с детства научить  любить то, что  окружает: свою семью, своих близких, дом, улицу, место, где он родился и где живет.

Здесь важно правильно организовать работу с детьми и их родителями: суметь показать не только красоту родного края, но и семейный уклад, традиции, которые продолжают царить в  семьях Брюховчан.

Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, семье, преданность  и ответственность за неё. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

В процессе работы с детьми по расширению знаний и представлений о станице, её жителях,  педагоги детского сада столкнулись с тем, что заметно утрачено патриотическое сознание у взрослого населения, а среди дошкольников получает распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм. Помимо того, наблюдается дефицит знаний о прошлой и нынешней жизни станицы, мало кто из семей готов поделиться своими подходами к  воспитанию ребенка в семье.

Проводимые нами мероприятия по ознакомлению дошкольников с ближайшим окружением, достопримечательностями, позволили нам сделать вывод о том, что большинству воспитанников,  эта тема интересна, познавательна и вызывает желание больше узнать о родной станице, о том, чем она славится, какие творческие люди проживают в ней, какие традиции сохранились в семьях. Мы поставили перед собой задачу: познакомить детей со старинной казачьей станицей и сформировать у дошкольников интерес к семейным традициям.

Воспитывая патриотов, взрослые (педагоги и родители) должны опираться на идеалы и лучшие примеры из жизни целого народа и семьи.

Было принято решение о создании совместного проекта педагогов, детей и родителей «Моя малая Родина – станица Брюховецкая».

 

  1. Тип проекта

 

  • по доминирующей деятельности – творческий, познавательный
  • по времени проведения – долгосрочный (2 года)
  • по характеру контактов – в рамках ДОУ, работа в социуме
  • участники проекта – дети старшей, подготовительной группы, родители, педагоги.

 

III.         Цель и задачи проекта

 

Цель: создание условий для расширения кругозора педагогов, детей и родителей о станице Брюховецкой и ее жителях через совместную деятельность.

Задачи:

  • расширить и углубить знания детей о станице Брюховецкой, её истории достопримечательностях, лучших людях, традициях семейного воспитания
  • развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции, больше узнать о своих предках, бережно хранить семейные реликвии;
  • обобщить собранный материал и выпустить брошюру.

 

  1. Формы и методы работы

 

  • с детьми – познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, поэзией.
  • с родителями – беседы о важности проблемы, совместные экскурсии, выставки, встречи с земляками, трудовые десанты, презентация стихов о родной станице собственного сочинения.

 

  1. Принципы

 

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родной станицей положены следующие принципы:

  • принцип историзма – реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни)
  • принцип гуманизма – предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, малой Родине, Отечеству
  • принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе накопления и освоения знаний о родной станице с учётом возраста, накопленного им опыта, особенной эмоциональной и познавательной сферы и др.
  • принцип интеграции – реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, музеем станицы и иными структурами социума. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями станицы Брюховецкой.

 

  1. Ожидаемый результат

Дети:

  • итоговым результатом будет являться определение уровня знаний по теме;
  • активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
  • нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края, а также любовь к семье, ее традициям;
  • расширение кругозора, развитие связной речи, обогащение словаря

 

Родители:

  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • повышение интереса к семейным ценностям, к работе ДОУ, к малой Родине;
  • активное участие в проекте, конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

 

 Авторы проекта:

  • освоение инновационных технологий по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников;
  • разработка ряда анкет для родителей (на начало, на конец проекта);
  • составление перспективного плана работы;
  • разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;
  • разработка досугов;
  • оформление, обобщение, распространение опыта;
  • создание мультимедийной презентации проекта, выпуск брошюры, её представление коллегам, родителям

 

Предметно-развивающая среда: уголки по краеведению в группах

 

 

VII.       Содержание проекта

 

I этап – подготовительный

 

1) Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родной станицы родителями, заинтересовать идеей детей.

2) Анкетирование родителей на тему «Маленькие граждане большой страны» (Приложение 1)

3) Мониторинг имеющихся первичных представлений дошкольников о ближайшем социуме (Приложение 2)

3) Выбор темы изучения станицы родителями в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми

4) Совместное составление плана, маршрута экскурсий (воспитатели, родители, ребёнок)

 

II этап – реализация

 

В течение года родители с детьми старшей группы изучают выбранную тему через:

— подбор информации в книгах, газетах;

— экскурсии в музей, по историческим местам, достопримечательностям станицы;

— рассказы специалистов, известных людей станицы, родственников и т.д.

 

В подготовительной к школе группе идёт представление материала по блокам постепенно.

 

Темы для изучения и представления родителями и детьми

 

  1. Страницы истории станицы Брюховецкой
  • Основатель станицы Брюховецкой. Основание станицы Брюховецкой.
  • Брюховецкая в годы войны.
  • История памятников станицы.
  • Историческое и настоящее название улиц.
  • История образования в Брюховецкой (от приходской школы до сегодняшних дней, от детских садов до ВУЗов).

 

  1. Административно-территориальное положение станицы Брюховецкой (когда основана, где расположена, с кем граничит, площадь территории, численность населения (сколько и кого), протекающие реки).

 

  1. Люди искусства станицы Брюховецкой
  • известные художники станицы
  • известные поэты и писатели станицы
  • знаменитые музыкальные коллективы
  • театральная деятельность станицы

 

  1. Культура станицы Брюховецкой
  • дома культуры станицы
  • библиотеки станицы
  • музей станицы Брюховецкой

 

  1. Промышленность станицы Брюховецкой

— крупные предприятия станицы

— известные предприниматели станицы

 

  1. Спорт станицы Брюховецкой

— разнообразие видов спорта

— боевые искусства

— знаменитые спортсмены станицы

 

 

  1. Природа станицы Брюховецкой

— растительный и животный мир

 

  1. Мои предки – коренные жители станицы.

— генеологическиое древо моей семьи

— мои предки – потомственные казаки

— семейные традиции моих предков

 

Ш этап – обобщающий

 

1) Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными задачами

2) Отметить успехи и неудачи в исследовательской работе (Приложение 1, 2, 3)

3) Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях (Приложение 4)

4) Обобщить собранный текстовый и фотоматериал (Приложение: систематизированный материал «Моя малая Родина – станица Брюховецкая)

5) Обобщить опыт работы «Моя малая Родина – станица Брюховецкая» на муниципальном уровне.

 

Е.Е. Рубан, Ю.В. Баранова, Т.Ю. Баранникова

 

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

Наверх