«Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» Л.В. Милютина, воспитатель Reviewed by Momizat on . Передовой педагогический опыт по теме: «Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» Содержание   Поя Передовой педагогический опыт по теме: «Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» Содержание   Поя Rating: 0

«Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» Л.В. Милютина, воспитатель

Передовой педагогический опыт по теме: «Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Содержание

 

Пояснительная записка

  1. Способности к изобразительной деятельности
  2. Условия формирования изобразительных способностей детей
  3. Использование нетрадиционных техник для развитиятворческих способностей старших дошкольников в рисовании
  4. Система работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании

Заключение

Библиографический список

Тематическое планирование на год

Перспективное планирование на год

Приложение

Сведения об авторе

Ф И О автора: Милютина Любовь Викторовна

Место работы: МБДОУ ДС КВ №25 «Пчёлка»

Занимаемая должность: воспитатель

Педагогический стаж работы: 10 лет месяцев в должности 4года месяцев

Квалификационная категория: вторая

Образование: среднее специальное, окончила Вольское педагогическое училище имени Ф.И.Панфёрова

Специальность по диплому: воспитатель детей дошкольного возраста

Домашний телефон: 8-952-8368325 

 

Пояснительная записка

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность  и она, пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного  общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

          Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания.  Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными психическими функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. На занятиях изодеятельностью осуществляются  задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ. Кроме того, проявляются интересы ребенка, темперамент, развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

 

Новизна заключается в возможности интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, украшений станицы, рекламе), и опираться на них в процессе его творческого развития.

 

Цель: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник.

 

Задачи:

  1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
  2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  3. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  4.  Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  5. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники    рисования.
  6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  7. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.

           

Предполагаемые результаты

К концу обучения дошкольники должны знать:

— названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

— основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

— различные нетрадиционные техники рисования

— название материалов и инструментов и их назначение

Дошкольники должны уметь:

— правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

— определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

— получать простые оттенки (от основного к более светлому);

— рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

— рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

— изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

 

  1. Способности к изобразительной деятельности.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
Изобразительное творчество — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
—  способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
—  способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
— способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
— способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности; обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев — природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорно — моторные качества руки рисующего.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно  выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности:
— способность к изображению;
— способность к художественному выражению.
Способность к изображению, по мнению Н.П. Сакулиной, состоит из:
восприятия и связанных с ним представлений.

Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия:          — надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму — в то же время, расчлененно  (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);
— овладеть средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве);
— овладение техникой рисунка.
Технические умения и навыки тесно слиты с графическими и  являются их составной частью.  Однако,  Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным — графическим.
Способности к художественному выражению:
—  эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.;
— интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.
Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия.
Необходимое условие этой активности — наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве  в условиях развивающего обучения детей:
—  способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
— способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;
— способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
— способность совершать комплекс движений под контролем зрения;
— способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению;
—  способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.
Хотя эти способности  обозначены автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.
Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:
— техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);
— формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета);
— регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средства, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

  1. Условия формирования изобразительныхспособностей детей.

На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.
Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.
Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные цвета.
Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству — во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей — организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально — интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития изобразительных способностей.
          Другое условие развития изобразительных способностей — обучение, как организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы изображения) т.е. в сферу обучения входит и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме.
Еще одно условие развития изобразительных способностей — это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация усиливает творческое состояние детей).

Учет индивидуальных особенностей ребенка — одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.
Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.
Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).
При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.
Для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека и т.д. следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.

 

  1. Использование нетрадиционных техник для развития творческих способностей старших дошкольников в рисовании.



Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача — развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.
Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.
Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен. Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.
Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера (комплексные).  Однако проведение интегрированных (комплексных) занятий по изобразительной деятельности (ИЗО + математика; ИЗО + экология; ИЗО + музыка + физкультура) требует особой подготовки как воспитателя, так и детей, и обычно такие занятия проводятся в конкретной группе ДОУ не чаще двух раз в квартал.
Поэтому в другое время сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей помогают занятия второго типа — с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же — например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.
Существует даже такой необычный приём, как рисование апельсинами — когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти».
Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества.  Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить — детям будет сложно чему-то у него научиться.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании (Приложение 1)


  1. Система работы
    с детьми по развитию творческих способностей в рисовании. 

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство.

Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), который ребенок изображает, иными словами — это восприятие окружающего мира. А исполнительство — это умения и навыки детей.
Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), я определила основные направления работы:

1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

3. Привлечение родителей к  взаимодействию  по данному направлению деятельности.

Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши. Учитывая возможности детей, продумала темы для работы, составила перспективный план.
Для рисования имеются  различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используя разнообразные материалы, убедилась: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.
Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок видит свой рисунок среди других работ, он замечает разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Верный помощник мне  и детям в накоплении и конкретизации знаний — фланелеграф с набором разнообразных предметов. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. Накапливаю к фланелеграфу  набор различных элементов предмета. Например, изображения стволов деревьев (тонкие, толстые, различной формы, цвета и т.п.); такие же различные листья, плоды, цветы, ветви, корни и т.п. Тогда ребенок «соберет» на фланелеграфе свое собственное дерево, тем самым как бы наметит схему дерева или любого другого предмета. Показываю  детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что находится в изоуголке).
В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Малыш уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаю такие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т.д.
С увлечением  занимаюсь с детьми  нетрадиционной техникой  рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.
Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно «оторваться» от любимого рисования, особенно «мямликам», которые медлительны, но терпеливы.
Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляла через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения. Часто я выступала в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.
Занятия с использованием нетрадиционных техник проводила 1 раз вмесяц.  При применении нетрадиционных техник рисования  старалась  получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.
Предновогодняя суета, блеск новогодних игрушек, мишуры, всеобщее праздничное настроение побудило нас на создание работы «Дед Мороз» (Приложение 2).
Познакомились с рисованием по сырой бумаге (Приложение 3). Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент. Что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы.Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Также рисовали с детьми восковыми мелками (Приложение 4) и пастелью.
С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, деревья (Приложение 5). .
Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом,  постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами (Приложение 6),  рисованием с помощью оттиска и др.
В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата.
Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы «выдувая» чернила через трубочку в разные направления (Приложение 7). Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон (Приложение 8), работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальную  задумку.
На занятиях с детьми я использую также  способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”  (Приложение 9). Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Интересны и увлекательны занятия выполненные в технике пальцеграфия (Приложение 10)

В свободное время ребята сами занимались изодеятельностью, обсуждали свои работы, которые находились на выставке.
Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки, тонировали альбомные листы бумаги для занятий. Читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.
Наша работа интересует и родителей. Некоторых мамы и папы заинтересовались нетрадиционными приёмами изображения: мыльной пеной, рельефной краской, оттиском, рисование свечой с последующей заливкой акварелью (Приложение 11). Они с удовольствием знакомятся с литературой, которую я рекомендую, предложенными статьями.
Они наши первые помощники.… Всегда с пониманием относятся к просьбам. Так, с их помощью систематически приобретается материал для художественного творчества детей, а недавно
был изготовлен  изоуголок (Приложение 12).

Заключение
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В группе, с которой я работала, 14 детей. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором  выразительных средств.
За истекший период  2011 – 2012 учебного года наметились первые результаты:

  • воспитанники являются призерами муниципальных конкурсов;
  • дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельностью  у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;
  • дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;
  • дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;
  • показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков,  украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

 

Результативность работы:

Начало года
Высокий уровень — 8 чел. — 58%
Средний уровень-  5 чел. — 37%
Низкий уровень —   1чел.  —  5%

 

Конец года
Высокий уровень — 10 чел. — 75%
Средний уровень- 4 чел. — 25%
Низкий уровень —  нет
Перспектива в работе

  1. Побуждать детей к самостоятельным творческим проявлениям в самостоятельной деятельности.

    2. Наработать материал по развитию творчества детей средствами нетрадиционных техник в лепке, аппликации.

    3. Привлекать родителей к участию в выставках совместного творчества с использованием нетрадиционных техник.

 

Библиографический список

  1. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект./ Психологический журнал. — 1984.- №3. — с. 46-48.

    2.     Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.

    3.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.

    4.     Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \\ Дошкольное воспитание. 2002.

    5.     Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2002.

    6.     Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

    7.     Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

    8.     Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Академия, 1999.

    9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80с.

  2. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. — 2005. — № 1.

    11.Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. — М.: Просвещение, 1969.

    12. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. — М.: Педагогика, 1990.

    13. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.

    14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

    15. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. — М.: Владос, 2001.

    16. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. — 2005, № 2.

    18. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.

    19. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М., 2005.

    20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

    21. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

    22. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

    23. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

    24. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

    25. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005.

    26. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.

    27. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.

    28. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987.

 

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»
  2. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.//Дошкольное воспитание. — 1996.- № 2.

    31.Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

    32. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

    33. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.

    34. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. — М., 2005.

    35. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.

    36. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. — М.: Академия, 1999.

    37. Теория и методика изодеятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1977.

    38. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Шалаева Г.П.Учимся рисовать растения. – М.: АСТ: Слово, 2010. – (Хочу стать художником).

 

  1. Шалаева Г.П.Учимся рисовать животных. – М.: АСТ: Слово, 2010. – (Хочу стать художником).

 

  1. Шорыгина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

Наверх