Социокультурный проект » Наша Пчёлка»
Проект: « Наша Пчёлка»
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид проекта: краткосрочный
Цель: становление базы нравственно – патриотического сознания детей на основе формирования представлений о детском саде, его истории, о профессиях людей работающих в нем.
Задачи:
— Обогащение и расширение представлений об окружающем мире, в частности, о детском саде;
— Показать значимость и необходимость каждой профессии сотрудников ДОУ;
— Развивать творческое воображение и фантазию, познавательные способности детей;
— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Принципы проекта:
Принцип историзма: прошлое (давным-давно) настоящее (в наши дни)
Принцип гумманизации: Умение встать на позицию ребенка учесть его точку зрения видеть в ребенке полноправного партнера, не игнорировать его чувства, эмоции. Ориентировать на общечеловеческие понятия – любовь к родным, к детскому саду.
Принцип дифференциации: Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе знаний о родном детском саде с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности: Реализуется в сотрудничестве с семьей Содержание материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности.
Формы реализации проекта: Непосредственно образовательная деятельность; экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы продуктивная деятельность.
Ожидаемый результат: Формирование уважения к сотрудникам детского сада, и к результатам их труда Развитие игровой деятельности на основе сотрудничества.
Я люблю свой детский сад.
В нём полным- полно ребят.
Может сто, а может двести
Хорошо, когда мы вместе!
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись,
И друг другу улыбнулись.
Актуальность проблемы:
Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, его самая первая и важная ступень. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально- насыщенного образа родного дома, детского сада. Именно в этот возрастной период закладываются нравственно- моральные качества. Для того, что бы дети ценили, уважали труд сотрудников, относились детскому саду, как второму дому, нужно знакомить детей с профессиями сотрудников, рассказывать о значимости их труда, о детском саде и его истории.
В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно- методические модели развития личности ребенка, требующие единства и согласованности воспитательно- образовательных воздействий взрослых. С принятием Закона Российской Федерации « Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только его питанием, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Необходимо заинтересовывать их новыми формами работы.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Дети ходят каждый день в детский сад, но в результате мониторинга на начало учебного года, выявлено, что знания детей о детском саде в целом, достаточно поверхностны. Решено реализовать проект «Наша Пчёлка» в рамках которого и будут даны и систематизированы более глубокие знания о детском саде и людях которые в нем работают.
Ход проекта:
Организационный раздел.
- Выбор темы проекта, формулирование проблемных вопросов.
Мотивация: В канун празднования дня рождения детского сада в ходе беседы с детьми возник вопрос кто, что знает о нашем учреждении, кто работает, адрес и т.д.
Что мы знаем( ответы детей) | Что мы хотим узнать( ответы детей) | Что сделать, чтобы узнать |
Детский сад- это то место, куда ходят дети (Варя. У) | Кто работает в детском саду? | Мы можем сходить на экскурсию |
Детский сад построили строители . | Как появился детский сад? | Мы можем расспросить воспитателей и родителей. Оформить альбом. |
В детскому саду дети занимаются, играют. | Чем занимаются дети в других группах | Гостевые дни в других группах |
Здесь много детей и они все играют, здесь много занятий, знаю, что по утрам всегда зарядка. | Сколько детей ходит в детский сад Пчёлка | Спросить у заведующей |
Мы сюда приходим петь, танцевать, играть, ещё тут есть занятия, ещё мы тут кушаем и спим. ( Ярик. Н.) | Как готовят кушать | Узнать у повара, как он готовит кушать |
Я знаю, что детский сад охраняют сторожа. ( Ксюша. П.) | Сколько сторожей охраняют наш садик | Спросить у вахтера |
Здесь есть Галина Ивановна, которая ходит и проверяет, как ведут себя дети. ( Милана.С). | Чем ещё занимается заведующая | Экскурсия в кабинет заведующей |
- Планирование деятельности.
Данный проект включает в себя три блока : « Кто работает в детском саду?», « Дети и взрослые», «Вот такой наш детский сад». Планирование строилось в соответствии с данными темами.
Перспективный план работы по проекту
№ | Мероприятие | Цель | Ответственные |
1. | Беседа с детьми«Что мы знаем о своём
детском саде?» Обсудить проект с родителями; Вызвать положительный отклик , желание активно участвовать в реализации проекта
|
Систематизироватьзнания детей о д/саде.
выявить желание детей узнать о нём как можно больше. Обсуждение с детьми темы « Что такое детский сад »; Выявление проблемы, целей и задач по теме проекта; Заинтересовать родителей к активному участию в реализации проекта; Систематизировать материалы по проекту для дошкольников; Разработать методические рекомендации, конспекты занятий; Подобрать материал и наглядное пособие для занятий по теме проекта; Привлечь внимание детей к истории детского сада; Вызвать положительный отклик , желание активно участвовать в реализации проекта. |
Воспитатель |
2. | Планирование предстоящей работы | Распределение заданий. | Воспитатель |
3. | Экскурсии по детскому саду. | Закрепление знаний о работниках детского сада, профессиях. | Воспитатель |
4. | Создание графических моделей трудового процесса специалистов детского сада (прачка, повар, дворник). | Построение субъект – субъектного взаимодействия | Воспитатель |
5. | Оформление макета детского сада. | Формирует знания о территории детского сада. Помощь в ориентации на территории. | Воспитатель и родители. |
6. | Создание паспорта детского сада. | Актуализация знания детей об учреждении. | Родители |
7. | Заучивание стихотворений о детском саде. | Закрепление представлений о детском саде. | Воспитатель |
8. | Организация встреч с сотрудниками детского сада. | Закрепление знаний об особенностях профессий детского сада. | Воспитатель |
9. | Организация гостевых дней (посещение старшими детьми, группы младшего возраста) | Укрепление отношений между старшими и младшими воспитанниками. | Воспитатель |
10. | Рисование на тему «Мой любимый детский сад» | Формирование знаний о детском саде, закрепление впечатлений о прове | Воспитатель |
- Заключительный этап.
Был проведен мониторинг знаний детей о детском саде на начало и конец проекта.
№ | Вопрос | Начало проекта (%) | Конец проекта(%) |
1. | Как называется наш детский сад? | 99 | 100 |
2. | В каком году был основан? | 1 | 89 |
3. | Адрес детского сада? | 2 | 90 |
4. | Люди, каких профессий работают в детском саду? | 98 | 100 |
5. | Сколько групп в детском саду? | 86 | 100 |
6. | Сколько детей посещает детский сад? | 2 | 94 |
- Рефлексия
Работа по теме проекта получилась интересной и познавательной. Дети с интересом знакомились с историей детского сада, рассматривали фотографии своей группы, увидели, какой она была раньше и какой стала сейчас. Узнали о профессиях детского сада, познакомились с сотрудниками. После проекта дети более уважительно стали относиться к работе сотрудников, стали называть всех по имени и отчеству. В результате экскурсий дети узнали, кто готовит каждый день им кушать, кто стирает их полотенца и постельное белье и что в медицинский кабинет ходить совсем не страшно.
Работа с родителями тоже получилась познавательной. Родители проявили интерес к созданию летописи детского сада, рисовали дома с детьми любимое занятие их детей в детском саду. Некоторые родители проявили инициативу и сделали поделки по теме проекта.
Не удалось полностью составить летопись детского сада, т.к. не нашлось достаточно фотографий из прошлого детского сада.
Негативные последствия | Способы коррекции |
Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта | Подробно объяснить родителям проблему проекта, вызвать интерес |
Недостаточно фотографий и сведений из истории детского сада | Приобщить родителей и сотрудников детского сада в поиске фотографий и сведений |
Незаинтересованность сотрудников детского сада в сотрудничестве с воспитателем при проведении экскурсий, нежелание продемонстрировать и рассказать про свою работу | Вызвать интерес у сотрудников детского сада, положительный отклик в сотрудничестве при проведении экскурсий |
Недостаточно методической литературы по теме проекта | Обратиться к другим воспитателям, к старшему воспитателю, к интернету |
Продуктами проекта стали:
Макет детского сада. ( Приложение)
Паспорт детского сада. ( Приложение)
Графические модели трудового процесса сотрудников ДОО (Приложение)
Подборка публикаций в СМИ о деятельности детского сада (Приложение)
Продуктивная деятельность детей (Приложение)
Трансляция педагогического опыта :
- Обобщен на уровне ДОО. ( Приложение)
- Размещен на сайте ДОО. ( Приложение)
- Рецензия ( Приложение)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №25 « ПЧЁЛКА» СТ.Б.РЮХОВЕЦКОЙ МО БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Социокультуный проект « Наша Пчёлка»
С.С.Каминская, воспитатель
О.А.Мартыненко, воспитатель