Проект » Веселые пальчики» Reviewed by Momizat on .   Актуальность проекта «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих   Актуальность проекта «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих Rating: 0

Проект » Веселые пальчики»

 

  1. Актуальность проекта

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.      Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что  группу компенсирующей направленности  посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии  движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.

  1. Участники проекта

Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.

Учитель – логопед:

Ферд Надежда Анатольевна

Воспитатели группы:

Баранова Юлия Владимировна

Баранникова Татьяна Юрьевна

  1. Тип проекта:

творчески – игровой

  1. Вид проекта:

средней продолжительности

  1. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года

 

  1. Теоретические основы проекта

 

Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.

Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

От 3 до 4 лет:

— держит карандаш пальцами;

— собирает и строит из 9 кубиков;

— берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев;

—  повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца

От 4 до 5 лет:

— рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии;

—  раскрашивает простые формы;

— копирует заглавные печатные буквы;

— рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2–3 части тела);

— складывает бумагу более чем 1 раз;

— нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; — — — определяет предметы в мешке на ощупь;

—  лепит из пластилина, шнурует ботинки.

От 5 до 6 лет

— копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)

От 6 до 7 лет

— полностью владеет мелкой моторикой;

—  может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка).

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой  моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

 

Задачи проекта:

  1. Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи.

Проанализировать и собрать информацию из различных источников.

  1. 2. Разработать перспективное планирования по проекту.
  2. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  3. Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
  4. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  5. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  6. Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.

 

  1. Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.

 

  1. Ожидаемые результаты
  2. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
  3. Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
  4. Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.

 

  1. Эффективность данных результатов

 

Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
-Положительная динамика речевого развития;
— успешная социальная адаптация в ДОУ и семье
-Положительная оценка деятельности ДОУ;
— готовность и желание помогать ДОУ;
— использование знаний по развитию мелкой моторики
— Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
— удовлетворенность собственной деятельностью;
— качественно организованная система повышения квалификации.
-Благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
— повышенный статус ДОУ
  1. Возможные риски
  2. Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
  3. Трудности взаимодействия с родителями.
  4. Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги  для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.

  1. Описание проекта

Этапы реализация проекта

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
  2. Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
  3. Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
  4. Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
  5. Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках).

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  2. Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2 )
  3. Провести индивидуальные консультации (по необходимости).
  4. Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
  5. Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
  2. Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
  3. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
  4. Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
  5. Перспективный план реализации проекта
п/п Срок Формы и
методы работы
Содержание работы Результат Ответственные
1.Подготовительный этап 1. 11. – 27.11. 2013г 1.Анкетирование родителей

 

2. Сбор и изучение информации

3. Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями.

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитияИзучение теоретического материала по теме проекта

Установление единых требований родителей и педагога к ребенку, посещающего группу компенсирую-щей направлен-ности

 

Анкета для родителей Воспитатели; старший воспитатель

Учитель-логопед

2 этап 28. 11. 2013г Мастер – класс Рекомендации по изготовлению пособий, тренажёров для развития мелкой моторики Протокол проведения мастер — класса, отзывы родителей. Учитель-логопед; воспитатели
9.12. – 13. 12. 2013г.16.12. – 20.12 2013г. Пополнениеинформационно-методическо —

го стенда

Консультации о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук Изучение родителями теоретичес-кого материала Журнал регистрации консульта-ций для родителей Учитель-логопед; воспитатели
Ежене- дельно Упражнения, задания для выполнения в домашних условиях Письменные рекомендации, в домашних тетрадях, по развитию мелкой моторики Оказание помощи детям по подготовки руки к письму Учитель-логопед; воспитатели
Февраль 2014 г. Круглый стол для родителей Утверждение названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствова-ния речи. Учитель-логопед; воспитатели
Февраль – Март 2014г Изготовление сенсорной книги Оказание помощи родителям в изготовлении страниц книги Оформление итогового варианта сенсорной книги Учитель-логопед; воспитатели
3.Заключи-тельный этап Апрель 2014г. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями Подведение итогов работы педагогов с родителями. Отметить положительные и отрицатель-ные ожидаемые результаты. Презента-ция сенсорной книги. Старший воспитатель; воспитатели; Учитель — логопед
Май 2014г Транслировать опыт работы по данной теме для  педагогов.  Воспитатели; старший воспитатель
Май 2014г Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.  Учитель — логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Оставить комментарий

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

Наверх